Великий пост — самое лучшее время года. И если кто-то считает, что его наступление cвязано только со всевозможными ограничениями и запретами, то глубоко ошибается. Ведь Великий пост — это путешествие, паломничество к великой пасхальной радости, а какая дорога без трудностей?
Подобно всякому путешествию, пасхальное паломничество готовит много интересных встреч и событий. А тяготы и скорби, которые встретятся в пути, будут растворяться в радости нашего восхождения. Миллионы верующих во всем мире отправятся в это путешествие, которое приведет их к светлому торжеству Христова Воскресения.
Расцвести душой, принести Господу душистые цветы христианских
добродетелей — вот цель духовного паломничества. Именно поэтому Церковь
в своих гимнах называет Великий пост духовной весной.
В первые четыре дня Великого поста главное событие для православных —
чтение в церкви Великого покаянного канона преподобного Андрея
Критского, когда при свете свечей в полумраке православного храма
зазвучат слова глубокого покаянного плача и трогательной мольбы пред
Богом о прощении. Покаяние — основной мотив Великого поста, главное дело на пути
к празднику. К этому побуждает нас Церковь с первых дней великопостного
богослужения.
В субботу первой седмицы мы чтим память великомученика Феодора
Тирона, который помог византийским христианам сохранить пост, повелев
вместо оскверненных идоложертвенной кровью продуктов питаться коливом
(отваренная пшеница с медом).
Первое воскресенье (Неделя) Великого поста — Торжество Православия.
Именно на этот день в 842 г. пришлось церковное празднество,
установленное византийской царицей Феодорой в честь восстановления
почитания святых икон. Это торжество победы Истины над ложью, а также
напоминание нам о том, что каждый человек является образом Бога. И чтобы
этот образ проявился в нас во всей полноте, мы должны очищать себя
от грехов.
Восходя все выше на пути к Воскресению, мы не забываем и о наших
усопших братьях и сестрах. Молиться об их упокоении Церковь будет три
субботы подряд — вторую, третью и четвертую. Эта молитва — свидетельство
нашей любви к ближним, ведь после смерти они не исчезают,
а мы не вычеркиваем их из нашей жизни. Любовь вечна!
Во второе воскресенье Великого поста мы узнаем о тайне Божественного
света, озаряющего святых, которые очистились молитвой и постом. О нем
в XIV веке учил святитель Григорий Палама, почитаемый в этот день. Это
свет Преображения — свет славы жизни «будущего века».
Две седмицы позади. И с этой высоты нам уже виден Крест Христов, без
которого невозможно Воскресение. Поэтому третья неделя —
Крестопоклонная. На середину храма выносится Святой Крест,
мы поклоняемся и чтим орудие нашего спасения.
Четвертое воскресенье — память преподобного Иоанна Лествичника,
учителя духовного восхождения и автора знаменитой «Лествицы» —
руководства в борьбе со страстями и приобретении добродетелей.
В четверг на пятой седмице полностью читается канон преподобного
Андрея Критского, совершается так называемое «великое стояние» или
«стояние святой Марии Египетской» (сама служба в большинстве храмов
состоится в среду вечером). Во время этого богослужения читают житие
преподобной Марии Египетской, многие столетия являющее пример
глубочайшего покаяния, возможности изменения жизни коренным образом.
В субботу пятой седмицы совершается особый праздник в честь Божией Матери — «Похвала Пресвятой Богородицы» — с чтением акафиста.
Пятое воскресенье Великого поста — день памяти преподобной Марии Египетской, прославление Божия милосердия.
Суббота шестой седмицы — Лазарева, воспоминание о воскрешении Иисусом
Христом Лазаря Четверодневного, в котором мы видим преддверие
Воскресения Христа.
Шестое воскресенье Великого поста — Вербное — Вход Господень
в Иерусалим. В этот день освящаются распускающиеся ветви вербы, с ними
мы будем стоять во время богослужения, встречая, подобно древним жителям
Иерусалима, Христа, грядущего на страдания.
На Страстной седмице каждый день — великий. Наше путешествие подходит
к концу, и мы следуем за Христом, переживая вместе с Ним события
последних дней Его земной жизни.
Но нам особенно важно стать участниками Тайной Вечери — Литургии
Великого Четверга, — а в Великую Пятницу, с благоговением стоя перед
распятым Христом, услышать 12 страстных Евангелий (эта служба обычно
совершается в Великий Четверг вечером).
Великая Суббота — день скорбной тишины. «Да молчит всякая плоть
человеча…» — песнопение Литургии Великой Субботы призывает в великом
трепете и благоговении смолкнуть перед Тайной спасения рода
человеческого. Вместе с благообразным Иосифом, праведным Никодимом
и мироносицами мы участвуем в погребении Спасителя.
Вечером (в канун Великой Субботы), а в некоторых храмах и монастырях в полночь, совершается служба Погребения Христа.
…Христос еще во гробе, но все уже исполнено предчувствия пасхальной
радости. Вот-вот наступит долгожданный день Воскресения, когда будет
отвален камень пещеры и светлый Ангел скажет: «Он воскрес!».
«Церковная православная газета»
Комментариев нет:
Отправить комментарий